Деревня Мас на Бали

Фото мастера из деревни Что посмотреть

Деревня Мас на Бали является настоящим кладом для ценителей искусства и культуры. Расположенная в окрестностях Убуда, она славится своими традиционными балийскими деревянными скульптурами и резными изделиями. Прогуливаясь по узким улочкам этой удивительной деревни, вы окунетесь в атмосферу местного ремесла и мастерства, увидите мастеров, работающих над созданием своих произведений искусства прямо на улицах. Здесь можно встретить резчиков, чьи работы впечатляют своими деталями и изяществом исполнения, а также приобрести уникальные сувениры и сувенирные изделия, которые станут прекрасным напоминанием о вашем визите на Бали. Деревня Мас — это не просто место для покупок, но и настоящий культурный опыт, погружающий вас в мир богатой балийской традиции и искусства.

Деревянная резьба на Бали – традиционное ремесло, которым занимались представители высшей касты брахманов. Они украшали храмы, богатые дома, делали статуи богов. В 20 веке произошел перелом в развитии искусства. Европейские художники способствовали появлению новых современных течений в стилевых направлениях и манере работы мастеров. Далее об этом на ToursBali.

Расположение

Фото сувениров
Деревянные сувениры

Деревня Мас расположилась южнее Убуда на 6 километров. Добраться сюда не составит труда, но в самой деревне ориентироваться сложно. От главной улицы в стороны уходит множество переулков, которые весьма запутанно переплетаются друг с другом, напоминая сложный лабиринт.

90% местных жителей заняты в деревянном промысле:

  • кто-то создает скульптуры, панно, маски или просто сувениры для туристов;
  • часть населения, в основном молодежь и женщины, занимаются подготовительными к продаже работами и торгуют.

Лавки и мастерские открыты с 8 утра до 6 вечера. После чего Маса превращается в обычную балийскую деревню среди рисовых плантаций на холмах и тропического леса. Жизнь религиозных масинцев протекает в поклонении индуистским богам неторопливо и спокойно.

История деревни

Фото готовых изделий
Шедевры из дерева

По преданию деревню основал брахман Мас Вилис (Mas Wilis), вернувшийся в эти края после войны с королевством Бедугул. Происходившие события относятся ко временам захвата острова войсками империи Маджапахит в 15 веке.

  • Брахман женился на местной красавице Аю Каюан (Ayu Kayuan), сменившей имя после свадебной церемонии на Мас Гумитир (Mas Gumitir). В деревне проживают их потомки, свято сохраняющие память и принадлежность к брахманской касте.
  • В конце 15 века Бали переживает расцвет искусства. С распространением на Яве мусульманства на остров направлялись живописцы, мастера по дереву, священнослужители и знатные люди, не желающие принимать ислам. Таким образом, война поспособствовала расцвету Бали как культурного центра и убежища для сторонников индуизма.
  • Мас Вилис не остался в стороне, пригласив в деревню беженцев. Среди них был Данг Нуанг Нирарта (Dang Hyang Nirartha), который в благодарность за участие в судьбе назвал деревню именем благодетеля.
  • На новый уровень развитие искусств в Убуде и в деревне Мас перешло во время колонизации острова голландцами. В 1908 году здесь стали селиться европейские художники, искавшие новые источники вдохновения на экзотическом острове.

Большое влияние на становление модернистских течений в искусстве оказали голландец Рудольф Бонне (1895-1978) и композитор Вальтер Шпис (1895-1942) из обрусевших немцев, поставивший танец «Кечак». Опираясь на поддержку князя Сукавати, они объединили мастеров по резке и художников деревни в общество, носящее имя Пита Маха. Все силы сообщества были направлены на помощь людям искусства и пропаганду их произведений в Европе.

Резьба по дереву на Бали и в деревне Мас

Фото девушки
Творения мастеров

Резьбой по дереву люди занимались еще на заре человечества. Но так как материал недолговечен и сохраняется лишь при благоприятных условиях, нельзя говорить о точных сроках зарождения.

  • Старейшие примеры работ на Бали были найдены у пещеры Гоа Гаджа. Тонкую резьбу над входом отнесли к 9 веку. Изображения исполнены в буддийских традициях.
  • Такой же стиль носят образцы вплоть до 13 века, после чего уверенно начинает преобладать индуистское влияние. По всей видимости, завоевание королевством Маджапахит части Индонезии привело к смещению религиозных традиций.

Столетиями мастера изготавливали статуи богов, маски для проведения ритуалов, панно со сценами из древнеиндийского эпоса Рамаяны, занимались декорированием храмов.

Доверялось искусство только людям из высшей касты брахманов. Знания и секреты мастерства передавались с трепетом от поколения к поколению. Умение творить признавалось даром богов

В 30-е годы прошлого века голландцы, пришедшие на берега Индонезии, заинтересовались деревянными изделиями балийцев. Многие произведения были выкуплены и произвели сенсацию в Европе. Возросший спрос привел к расширению промысла.

  • Среди мастеров появились авторы, изображающие природу, бытовые сценки, животных, абстрактные сюжеты.
  • Резчики стали работать в современных стилях, но и старые традиции не были забыты.

В деревне Мас есть мастерские, где год основания на табличках при входе относится к середине 20 века. Местные очень гордятся своими традициями и могут рассказать много интересного о своих предках.

К сожалению, английский язык знают только владельцы крупных галерей. В небольших мастерских говорят на местном наречии.

Часто задаваемые вопросы
Насколько качественны поделки?
С увеличением потока туристов качество изделий падает. Древесина может быть недосушенной или обработка сделана на скорую руку. Сюжеты типовые, однообразные. Но среди завалов ширпотреба можно найти по-настоящему ценные вещи. Например, у начинающих резчиков.

Как работают мастера

Фото мастерской
Мастерская

В крупных и мелких мастерских предпочитают работать на свежем воздухе под легким навесом. Погода позволяет делать это круглый год даже в сезон дождей. Запах лаков, морилок не так досаждает на открытом месте.

Туристы с интересом наблюдают за процессом, делают снимки. Владельцы заинтересованы в рекламе и таким образом привлекают внимание к изделиям.

  • В арсенале мастера по дереву, как и сотни лет назад, простые зубила, пилы, долото и киянки. Деревенская кузница снабжает инструментами всех желающих.
  • Мастер сидит на циновке и удерживает заготовку ногами или доску для упора. С помощью инструментов отсекается все лишнее.

На витринах можно увидеть настоящие шедевры с тонкими, изящными линиями, которые стоят баснословных денег и отправятся в галереи. Но и простых безыскусных поделок для туристов тоже хватает. Сделаны они, как правило, из более дешевых мягких пород деревьев.

Материал поставляется из лесов Бали и соседних островов:

  • Мелкие вещицы (панно, маски, барельефы, сувенирные фигурки, веера) изготавливают из франджипани, гибискуса, крокодилового дерева. Последнее получило прозвище за своеобразные шипы на стволе.
  • Более ценные художественные изделия (статуи, наборы мебели, наружный декор строений) производят из махагони, тика, эбенового дерева. Сырье поставляется с соседних островов. Эбеновая древесина Борнео отличается от породы африканского происхождения светлым наружным слоем толщиной несколько сантиметров.
  • Наиболее дорогостоящие изделия делают из сандалового дерева по индивидуальному заказу.
  • В работу идет не только надземная часть дерева, но и его корни. Мастера обыгрывают искривленную форму, придавая им образы мистических существ или изготавливая оригинальную мебель.

Женщины и ученики шлифуют поделки и покрывают лаком или коричневым гуталином, ловко и быстро орудуя кистью.

Сувениры в деревне стоят дешево, в несколько раз дешевле, чем в сувенирных лавках по острову.

Если рассчитываться в долларах, стоимость будет гораздо выше. В местной валюте можно купить поделки раз в 5 дешевле, если выучить счет на индонезийском языке и слово махал (mahal), что в переводе означает «дорогой».

Мастер-классы в деревне

Фото панно
Панно из дерева

Владельцы мастерских практикуют обучение азам деревообработки.

  • Занятия платные, но детям могут сделать скидку. На Бали к подрастающему поколению относятся по-особенному.
  • Если ребенок еще и будет разговаривать на бахасе, мастер-класс могут провести бесплатно.
Часто задаваемые вопросы
Каким инструментом работают мастера?
Резчики используют инструменты, которые были в арсенале их отцов и дедов: отлитые в местной кузнице долота, топоры, пилы, зубила и киянки из пальмы или твердых пород дерева. Электроинструменты применяют только изготовители мебели. В селе на окраине есть мастерская, где из ротанга и бамбука собирают стулья, столы и другие предметы домашней обстановки.

Выставочные залы 

Фото поделок
Поделки мастеров из Маса

Мас давно заслужила славу центра прикладного и художественного искусства по дереву. В галереях и особняках, принадлежащих ведущим школам резьбы, выставляются лучшие работы мастеров деревни, привозные шедевры островов Явы, Ломбока и других.

  • Калимантан и Сулавеси конкурируют с Мас в обработке разных пород деревьев.
  • С Явы везут кукол-марионеток, создаваемых в национальном стиле.
  • Ломбок поставляет керамические посуду, домашнюю утварь и декоративные элементы интерьера.

На главной улице Jalan Raya Mas можно посетить галереи и выставочные залы крупных мастерских-школ деревни.

Manis Art Shop & Wood Carver

Знаменитая мастерская легендарного скульптора Ньюмена Тьокота (Nyoman Tjokot). Экспозиция отличается разнообразием стилей – от классического балийского до авангардного. Разрешается наблюдать за резчиками и процессом создания работ.

Вопрос эксперту
Чем выделяются работы И Ньюмана Чокота?
Кирсанов Дмитрий
Мастер обладал феноменальным воображением. Без предварительного обдумывания он в процессе обработки создавал удивительные образы, в основном устрашающие. Чокот любил работать со сложным материалом – изогнутыми и сплетенными корнями, ветвями.

В залах галереи представлены работы в современном стиле и традиционные для Бали маски, фигурки богов, предметы мебели и декора.

Туристы отмечают высокий профессионализм и качество изделий.

Распространена практика заказов собственного дизайна или по выбору мастера.

Karya Mas Wood Carver

Представляет интерес для туриста и покупателя. Можно понаблюдать за работой мастеров, полюбоваться готовыми изделиями. При покупке нужно учесть, что предложенная цена – не окончательная. В небольших лавках маски, статуэтки продаются раза в 2 дешевле, поэтому есть смысл поторговаться, если вещь понравилась.

Впервые приняла посетителей в 1968 году. В настоящее время дела ведет сын основателя. В стиле экспозиции преобладает авангард.

Кроме изделий из дерева, есть выставка текстиля и антиквариата. Часто в залах выставляют полотна молодые художники.

Начиная с 1955 года в галерее выставляются плоды творчества резчиков 30-х годов и последующих поколений. Оригинальные изделия можно приобрести или пройтись по залам и понаблюдать за тем, как из рук мастера рождаются уникальные вещи.

Некоторые эксклюзивные работы представлены в музеях села:

  • Setia Darma House of Mask and Puppets – музей тысячи масок и почти 4 тысяч кукол со всей Индонезии и прилегающих стран. Есть экспонаты из Китая, Африки, Латинской Америки, Европы. Выставки сгруппированы по времени изготовления и стране происхождения.
  • Njana Tilem Museum – выставочный залы в доме основателя современной балийской скульптуры, Иды Багуса Тилема (Ida Bagus Tilem). Представлены коллекция антиквариата и работы мастера и его отца.

Самые известные мастера

Фото работы Ньяна
Автор — Ида Багус Ньяна

Работы некоторых мастеров навсегда вошли в копилку балийской культуры. Наиболее значимые выставляются в галереях села, Убуда.

  • Ида Багус Ньяна (1912-1985) известен за пределами острова Бали. Материалом для творчества ему служили ветви, корни причудливой формы. Автор обыгрывал переплетения, создавая фигуры с непропорциональными формами. Скульптуры получались сюрреалистичными. Музей его сына и ученика демонстрирует часть работ художника.
  • Ида Багус Тилем (1936-1993) совершенствовал идеи отца, Иды Багуса Ньяна. Работал в стиле арт-деко, ставшим популярным в 50-е годы. Переносил на дерево эмоции через деформации тела и лица человека.
  • Чокот (1886-1971) работал с корнями деревьев, обдумываю сюжеты изображений на ходу, без предварительных набросков. Предпочитал изогнутые формы, придавая образам пластичность и пугающую демоничность. Чокот стал известен миру к закату своей жизни. Престижную премию от правительства он получил в 1969 году.
  • И Вайян Дарлун (1947) – продолжатель стиля Иды Багуса Ньяны. Склонен к минималистичности. Использует форму, текстуру корней и веток. Выставлен в Убуде.
  • Ида Багус Глодог (1912-1974) специализировался на создании масок. Первым использовал смешение традиционных стилей с современными тенденциями. Дело унаследовали трое сыновей.

Как попасть в деревню Мас

Фото авто на Бали
Транспорт на Бали

Чтобы побродить по улочкам деревни, можно поехать на общественном транспорте через Убуд или арендовать машину, байк и сразу направиться в деревню.

Автобусы компаний Кура-Кура и Перама соединяют с Убудом все курорты. Отсюда до села всего 15 минут спокойной дороги.

Маршрут самостоятельного путешествия из Денпасара

Дорога начнется с Jalan WR Supratman.

  1. На выезде из города встретится перекресток вокруг алтаря и белой обезьяны. Сверните налево и езжайте по Jalan Raya Batubutan.
  2. Через 3 км будет развилка с клумбой и статуей. Езжайте прямо по Jalan Raya Singapadu, не сворачивая.
  3. Еще через 3 км на развилке после магазина Indomaret уходите направо по Jalan Raya Angantaka-Sibang Ged.
  4. Почти сразу, через пару сотен метров будет зеленый указатель направления на Убуд и Кинтамани. Сворачивайте налево и езжайте по Jalan Palguna.
  5. С правой стороны вскоре покажется футбольное поле, а после него будет поворот налево, на Jalan LodTunduh.
  6. Еще 3,5 км прямой дороги и вы окажетесь на перекрестке. Сворачивайте с Jalan AA Gede Rai на JalanAmbarwati №1 и вскоре, через километр попадете на Jalan Raya Mas. Если ехать прямо, дорога приведет музею искусства Agung Rai Museum of Art.

Дорога из Убуда

  1. По Jalan Raya Ubud отправляйтесь в юго-восточном направлении.
  2. У перекрестка с бело-золотым божеством сворачивайте направо.
  3. По Jalan Cok Gede Rai через почти 2 км поверните налево.
  4. Через 3 сотни метров покажется перекресток с другим белым божеством. Последует правый поворот.
  5. После того, как вы проследуете по Jalan Cok Rai Pudak и Jalan Tjokorda Rai, начинается главная улица деревни Мас – Jalan Raya Mas.

Нет ничего удивительного в том, что балийцы настолько преуспели в творческом отношении. С детства они впитывают красоту природы острова, видят перед собой примеры родителей. Почитание ремесла, искусства порождают целые династии мастеров, такие как в деревне Мас. Туристы едут сюда не просто за покупками, но еще из любопытства. Расскажите о вашем посещении деревни Мас на ToursBali.

Где и как лучше приобрести поделки из дерева?
В галерее, там все лучшего качества
44.44%
В мелкой мастерской, там можно купить дешево
44.44%
Сделать индивидуальный заказ, такого изделия точно ни у кого больше не будет
11.11%
Проголосовало: 9
Поделиться с друзьями

Travel эксперт по 🏄 Бали, путешественник и руководитель туристических проектов.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
ToursBali
Добавить комментарий