Храм Чанди Тебинг на Бали

Фото храма Храмы

Храм Чанди Тебинг – уникальный храмовый комплекс, высеченный в горной стене. Сложно представить, сколько усилий потребовалось, чтобы создать обитель в скале. Землетрясение и оползни вынудили людей покинуть эти места, но спустя столетия храм удалось обнаружить благодаря любопытству голландского археолога. Далее о нем на ToursBali.

Расположение и окрестности

Фото части храма
Особенности храма

Склоны гор, в которых высечен Чанди Тебинг, находятся по берегам реки Пакерисан. Река в скалах прорезала узкое ущелье. В сезон дождей она становится стремительным горным потоком, но в сухой сезон почти полностью пересыхает. Для прохода паломникам через расселину перекинут металлический мост с деревянным настилом.

От Убуда храм находится на расстоянии около 10 километров. Дорога на восток проходит через сельскую местность среди маленьких деревень, рисовых полей и гор.

• Храм занимает почти 500 м2. Основную часть занимают монашеские кельи и сохранившиеся ворота с лестницей на вершину горы с расположенными там развалинами.

Недостроенный монастырь был заброшен, вероятно, из-за случившегося землетрясения. Камни с остатками резьбы обнаружены внизу.

• Храмовый комплекс окружен тропическим лесом. Климат восточной части острова более влажный и способствует быстрому росту растений. Густые заросли не дают проникать солнечному свету. Возле храма всегда прохладно и сыро даже в сухой сезон.

Неподалеку от Чанди Тебинг находятся другие пещерные храмы: Гоа Гаджа и Ганунг Кави. Предполагают, что все три комплекса планировались как единое целое. Время постройки храмов относится к 11-12 векам.

Раскопки храма и легенды

Фото входа в храм
Вход в Candi Tegallinggah

Долгое время храм скрывался под толщей отложений почвы и росшими сплошной стеной тропическими растениями. Видимыми оставались ворота.

Портал вырезан из скалы и служит ее продолжением, может поэтому стихия не справилась с ним. Хотя на скале все же есть трещина. К воротам приходили жители местной деревни и приезжие паломники, чтобы помолиться и возложить жертвоприношения богам.

У балийцев не принято тревожить древние руины, чтобы не навлечь на себя проклятие мертвых. Никто не задавался вопросом, куда ведут ворота, и ничего не искал среди скал.

В 1992 году археолог из Нидерландов Крайсман заинтересовался воротами с лестницей, ведущей в «никуда» и предположил, что все это может быть частью комплекса. Начатые раскопки подтвердили его правоту. В склонах горы были обнаружены монастырские кельи и другая обычная инфраструктура храмов.

Местные жители рассказывают легенды об основателях храма, коварных завистниках и строителях, обладавших невиданной силой. Что лежит в основе этих сказок, доля правды или откровенный вымысел, неизвестно. Может быть, память о храме таким своеобразным образом жила в народе.

Вопрос эксперту
Когда и кем был обнаружен храмовый комплекс?
Кирсанов Дмитрий
Голландский археолог Крайсман, наблюдавший как жители села Бедулу поклоняются полуразрушенным воротам на горном склоне, предположил, что это часть храмового комплекса. В 1992 году при раскопках действительно обнаружились вырезанные в камне кельи, бассейн для омовений, скрывавшиеся под слоем земли.

Описание Чанди Тебинг

Фото прилегающей территории
Мост над ущельем

Спуск к храму начинается недалеко от домиков ближайшей деревни.

1. Лестница располагается в самом дальнем углу парковки и скрыта от взгляда завесой из веток деревьев и кустарника.
  2. По пути вам встретятся бассейны с цветущими лотосами. Вид немного портит грязноватая вода.
  3. Рядом перед спуском к храму устроено что-то вроде смотровой площадки. С высоты открывается обзор на горы с рисовыми террасами и джунгли между ними.
  4. От парковки вниз к храму ведет лестница в 300 ступеней. Лучше всего она сохранилась в верхней части. Нижние ступени частично разрушены землетрясениями. Бордюров и парапета нет, поэтому спуститься непросто. Лишь в конце пути вдоль лестницы проходит каменная стена. На нее можно опереться, чтобы не поскользнуться на влажных ступенях.

Вознаграждением за сложный спуск станет живописная картина, которую вы сможете запечатлеть на свой фотоаппарат.

• Первое, что попадает в поле зрения, – зеленые растения повсюду. Они обволакивают каменные глыбы, свешиваются лианами на них, покрывают мхом.
  • В небольшую каменную купель, высеченную в камне, стекает вода. Она направляется по трубам и совершенно чистая. Местные жители приходят сюда совершить омовение.
  • Начиная от подножия лестницы и дальше вдоль склона горы лежат крупные валуны со следами резьбы. По всей видимости, они были сброшены во время землетрясения с вершины горы, где остались развалины недостроенного монастыря.
  • Горные кряжи разделяет узкая расщелина с перекинутым через нее мостиком. С той и другой стороны в камне высечены узкие кельи для монахов. В них можно только сидеть в позе лотоса или лежать.
  • С наружной стороны ниши украшают полу стершиеся символы триединого бога индуизма – Вишну (Хранителя), Брахмы (Создателя) и Шивы (Разрушителя).
  • Если спуститься ниже, обнаружатся те самые ворота, у которых долгое время молились местные балийцы, не ведая об остальной части храма. Лестница из грубых каменных плит ведет через ворота вверх к вершине горы.

Мало кто из посетителей решается перейти через мост, хотя сооружение довольно крепкое. Ущелье очень глубокое, а на другой стороне находятся только три кельи. Основные сооружения, в том числе 15 монашеских ниш расположены недалеко от лестницы.

Когда строился комплекс?
Ориентировочно археологи определили время строительства как 12 век нашей эры.

Предосторожности при посещении храма

Фото туриста
Осмотр достопримечательности

Храм не является действующим, поэтому дресс-кода нет. Однако местные жители приходят сюда совершить омовение и помолиться.

Чтобы не обидеть религиозные чувства верующих, лучше вести себя тихо, не фотографировать молящихся.

Что нужно для безопасного путешествия:

1. Обувь не должна быть скользящей. Лучшим вариантом будут кроссовки с рифленой подошвой. Постоянная влажность делает камни скользкими, поэтому двигаться нужно осторожно.
  2. Магазинов продуктов рядом со скальным комплексом нет. Берите с собой воду и что-нибудь перекусить.
  3. Одежда должна быть практичной, то есть свободной. Шорты и майка не подойдут. В горах прохладно и открытые части тела можно поранить, поднимаясь и спускаясь по каменным ступеням.

Приезжать к комплексу лучше утром. До обеда посетителей немного, можно свободно поснимать кельи, бассейн, лестницы и никто не будет мелькать на заднем плане.

Где находится храм?
Храм Чанди Тебинг расположен на 9 км восточнее Убуда.

Как добраться к храму

Фото помещений
Сохранившиеся кельи

Из туристических районов острова дорога к храму лежит через Убуд. Можно сначала добраться до города на общественном транспорте, а потом воспользоваться автомобилем или мотобайком. Или сразу на месте арендовать транспорт и отправиться на нем к храмовому комплексу.

Автобусное сообщение с Убудом регулярно ведется со всеми прилегающими курортными районами.

• Ходит транспорт до 4 часов дня, позже уехать не просто. Актуальное расписание можно уточнить на автовокзале или в офисе у конечной остановки.
  • Под транспортом имеются ввиду полноценные автобусы на 30 человек и маршрутки бемо по 12-15 сидячих мест.
  • Из Куты маршрут следует через Санур или через Легиан, если направляется в Ловину.

Билеты покупают на официальных сайтах компаний или у водителя.

Английский язык персонал понимает в редких случаях, о русской речи говорить вообще не приходится. Объясняться придется жестами.

1. В Куте остановка компании Perama находится по адресу Jalan Legian, 39, компании Kura-Kura – Jalan ByPass Ngurah Rai, Ground Floor (DFS Bus Bay). Цена билета 60 тысяч рупий.
  2. В Сануре автобус Perama заберет вас на Jalan Hang Tuah, Kura-Kura – на Jalan By Pass Ngurah Rai, 278 (Coffee Gallery). Цена билета 50 тысяч рупий.
  3. В Денпасаре сесть на автобус можно возле терминала «Батубулан». Прибывает он к Центральному рынку Убуда. Обратные рейсы отправляются отсюда же.

В Убуде выйти нужно будет на остановке компании Perama на Jalan Raya Pengosekan или на Jalan Suweta, 18 (Ubud Central Parking) компании Kura-Kura. Отсюда же отправляется обратный рейс. Время в пути зависит от пробок на дорогах. Обычно занимает 1,5 или 2 часа.

Часто задаваемые вопросы
На чем удобнее добираться до Чанди Тебинг?
Если вы хотите ехать с комфортом, выбирайте такси или частного извозчика, который будет ждать вас. Чтобы сэкономить и располагать временем по своему усмотрению, арендуйте байк.

Дорога к храму

Фото реки
Ущелье рядом с храмом

До храмового комплекса общественный транспорт не ходит. Расстояние в 9 км придется преодолевать своими силами.

От Убуда можно доехать за 20 минут. Ориентирами на пути служат многочисленные статуи богов и символика острова:

• По Jalan Raya Ubud выезжайте из города на восток.
  • У перекрестка, украшенного белой фигурой бога Вишну, сверните на Jalan Cok Gede Rai, уходящую вправо.
  • Через 1700 м у светофора поверните налево на Jalan Raya Teges.
  • Дальше нужно ехать прямо, а через 3 км на обочине встретятся указатели зеленого и коричневого цвета к местным достопримечательностям.
  • За ними будет перекресток с каменными фигурами и постаментом, похожим на алтарь. Здесь нужно повернуть направо.
  • Через пару сотен метров после небольшого указателя на Йех Пулу будет развилка. Ваш поворот – левый.
  • Еще через 500 м, проехав мост, вы повернете вправо за магазинами с одеждой, стройматериалами и стоянкой для мотобайков.
  • Метров через 700 петляющей дороги будет развилка, где поверните направо.
  • Проехав 500 м, увидите очередную статую Вишну. За восседающим на драконе божеством поверните налево.
  • Следующий ориентир через 300 м – невзрачное строение в 2 этажа и поворот за ним на деревню Бедулу.
  • Следующий поворот не пропустите через 50 м. Он будет на развилке за длинной стеной справа. Сверните на перекрестке налево.
  • Последний поворот сделайте через 800 м. Проехав прямо еще пару сотен метров, увидите указатель Candi Tebing Tegallinggah. Езжайте направо к стоянке.

Дорога из Денпасара

Фото авто на Бали
Арендованный автомобиль

Маршрут длиной 34 км займет немногим больше часа:

• Начните движение на восток по Jalan WR Supratman/
  • Через 600 м после пересечения с Jalan Gatot Subroto на перекрестке сверните вправо.
  • Еще через полкилометра появится развилка с белой скульптурой. Нужно будет повернуть влево на JalanRaya Butubulan.
  • Дальше дорога идет прямо 6 км, после чего сверните направо. Следующий поворот будет налево, а за ним последует еще один маневр направо на Jalan Palguna.
  • На расстоянии 150 метров дорога разделится – уйдет направо и налево. Ваша сторона левая.
  • Через 4 км прямого движения среди рисовых полей и домов сельских жителей появится перекресток с каменным изваянием у дороги. Сверните в правую сторону.
  • Если вы все делали правильно, то окажетесь на Jalan Ambarwati. Через километр или чуть дальше дорога станет узкой. Достигнув переулка, поверните на Jalan Raya Mas.
  • Двигайтесь вперед 2 км, затем поверните направо на просторном перекрестке. Пропустить поворот не получится. В центре развилки стоит белое божество. Вы окажетесь на Jalan Raya Teges.
  • Через 2300 м прямого движения вы попадете на другой перекресток, отмеченный памятником из темного камня. Следует повернуть направо на Jalan Raya Bedulu.
  • Проехав 200 м, уходите налево по более широкой дороге.
  • Такой же поворот, но уже вправо будет через 450 м.
  • Через 750 м дорога разделится на две, из которых выберите правую.
  • Через полкилометра вы попадете на перекресток с белой статуей божества. Нужно повернуть влево на Jalan Raya Semebaung.
  • Метров через 200-300, после того, как дорога пройдет по мосту, на развилке после указателя на Бедулу поверните налево в узкую улицу.
  • Через 50 м сверните налево.
  • Через километр извилистой дороги покажется табличка, указывающая, что вы добрались до места. После надписи Candi Tebing Tegallinggah возьмите правее, и дорога выведет вас на парковку перед входом к храму.

Опытные туристы советуют арендовать байк. Стоимость аренды равняется поездке на такси до Чанди Тебинг без обратной дороги. Но, если вы не решаетесь сесть за руль, поездка на такси будет лучшим вариантом.

Выбор не ограничивается Uber, Grab или местными компаниями. В городе можно нанять частного водителя, многие из которых постоянно дежурят в туристических местах – у отелей, ресторанов, вблизи достопримечательностей. Цена, которую они предлагают, изначально бывает завышена. Торговаться можно и нужно.

Знакомство с храмами Бали позволяет проникнуться атмосферой, в которой живут жители острова. Храм Чанди Тебинг не был завершен, но интересен архитектурными особенностями и первозданной природой. Посетителей не ограничивают в передвижениях и времени нахождения в храме. Даже если вы не разделяете религиозных убеждений, вы найдете для себя точку соприкосновения с собой в этом умиротворяющем месте. Оставляйте свои отзывы на ToursBali.

Какие впечатления оставило у вас посещение храма Чанди Тебинг?
Грандиозное сооружение внушает священный трепет
Предпочитаю более доступные достопримечательности
Никогда не посещаю храмы, но стало любопытно
Проголосовало: 0
Поделиться с друзьями

Travel эксперт по 🏄 Бали, путешественник и руководитель туристических проектов.